Упражнения
для обучения чтению
PАЗВИТИЕ
ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Эту работу полезно начать с упражнений, развивающих речевой аппарат.
Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок,
чистоговорок, упражнений в чётком чтении образца, строфы.
oбразцы
скороговорок:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве дрова.
Проворонила ворона воронёнка.
Саша шапкой сшиб шишку.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
От топота копыт пыль по полю летит.
Kроме чистоговорок и скороговорок, С целью выработки
правильного произношения привлекаются пословицы, сочетания и предложения из
предложенного для работы в классе и дома текста.
Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами используют
отработку сочетаний гласных и согласных.
Начинают упражнения с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы,
И, э. Учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем
в сочетаниях: а - у, а - о, ы - И,
Э - а, и - о и т.Д. Это
упражнение развивает подвижность речевого
аппарата.
После обработки произношения гласных включаются сочетания гласных и
согласных: ба, 60, бы, бэ, би, ва, во, ву, вэ, ви И т.Д.
Практически разминки на уроке проводятся таким образом: на доске
выписываются гласные, а дети по алфавиту подсоединяют к ним согласные. Чтение
проводится хором и индивидуально, включая соревнования по рядам.
Далее проводится чтение различного рода сочетаний гласных, например: а
о у и э, а и у о э; согласные: з - с - ж, ш - ж - с; согласных и
гласных: же, че, ща, тра, три. Затем
гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель.
В январе, в январе много снегу во дворе.
Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову и его частям как
предпосылка
правильного чтения.
C этой целью даются для чтения на определённое время слова и
словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова (чтение слов с общим
корнем: вода, водный; белый, бельё; родина, родной; сочетаний существительного с прилагательным: чистого берега, у дальнего леса); к корню слова (с разным корнем, но с
одинаковыми окончаниями: чистота - частота,
девушка - дедушка, булка - белка).
Для упражнений используются разные части речи. Ошибки предупреждаются рядом
упражнений. Например, если дети встретятся в тексте с трудным словом, громоздким
по структуре, перед чтением всего текста оно должно быть прочитано. Для того
чтобы помочь прочитать слово безошибочно, оно делится на более лёгкие структуры:
вместо него сначала предлагаются слова с тем же корнем:
зелёный
- зеленел
- зазеленела;
бодрый - ободрился - приободрился;
сельское хозяйство - хозяйственный -
сельскохозяйственный.
Ошибочно
прочитано может быть непонятное слово. В таких случаях до чтения его значение
поясняется учителем.
Упражнения. развивающие оперативное
поле чтения и память.
Упражнения
в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев
развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и
способствуют расширению поля чтения учебника и вместе с тем улучшают память,
внимание.
Слова даются несложные: сначала одно слово, состоящее из двух слогов, затем
из трёх, потом подключают два слова, постепенно доводя восприятие до 10-12 знаков, например: пришла
зима; друг - дружеский; сильный, смелый;
ученье
ученый
ученик
вьюга, метель, позёмка, буря.
Чтение - вот лучшее учение.
«Пирамидку»
строят из слов произведения, которое читалось (упражнение вводится при проверке
домашнего задания), или используется текст нового рассказа (при подготовке его
к чтению).
Помимо развития поля чтения, зрительного восприятия слов, проводится
упражнения, включающие такие целевые установки: читаешь первое слово, смотри
сразу на следующее за ним, постарайся сразу его понять. Кроме того, текст
рекомендуется читать в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, в быстром
темпе.
Разумеется,
упражнения проводятся не часто формально, а с опорой на смысловой анализ
текста.
Упражнения. развивающие гибкость
и скорость чтения вслух и молча. умение
угадывать последующий текст.
С
целью чёткого разграничения детьми чтения
молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при
чтении молча вводится упражнение «губы».
Для развития языковой догадки с момента перехода к чтению связных
текстов вводится упражнение «УГАДАЙ».Учитель раздаёт карточки с предложениями,
в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, учитель
побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания.
- Мы с папой сегод... (-ня)
пош... (-ли) в КИ... (-но).
Для
расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины (5-6 букв)
предназначено упражнение «ФОТОГЛАЗ». На прозрачной плёнке пишутся столбцы четырёх
- ,пяти - и шестибуквенных слов, которые показываются по одному; время
предъявления каждого слова фиксируется. Для контроля после каждого десятка слов
учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное
слово в данном десятке может и отсутствовать.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в
зависимости от содержания) используется упражнение «БУКСИР». Учитель громко
читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным
планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про
себя», стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять
скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурной
самого текста.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости на
основе возросшего фиксационного поля, в процессе чтения молча предлагается
упражнение «МОЛНИЯ». Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с
чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух.
Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.
Для
развития внимания и его тренировки применяют и другие упражнения: «СРАВНИ»
Чтение
домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения).
Учащиеся заводят тетрадь учёта скорости чтения, где они 1-2 раза в неделю
отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравнивают эти
результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение
активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост и убеждаются в
том, что труд приносит успехи»;
чтение
«СПРИНТ»
На
максимальной скорости, читая про себя, требуются найти ответы на вопросы. При
этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения:
тренировка в скорочтении.
Упражнения по антиципации частей
устойчивых словосочетаний.
Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные
элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним
возможные варианты окончаний. Если возникают сомнения, правильность проверяется
по тексту правой стороны, которая отрывается.
Антиципация частей предложения:
Он сам во всём ... -
виновен
Дверь была... -
открыта, закрыта
Солнце уже ... -
взошло, зашло
Весь день шёл ... -
снег, дождь
Антиципация
частей поговорок:
Сдал дело ... Лучше
поздно ...
Тише едешь ... Мал золотник ...
Дал слово ... Семь
раз отмерь ...
Для
упражнений в антиципации даётся и связный текст, в котором пропущены слова.
Дети сами дома придумывают диалоги с пропусками ответов и предъявляют их в
классе, участвуя в диалоге с товарищем.
Опыт использования системы упражнений свидетельствует о том, что она
обеспечивает овладение устойчивым навыком чтения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий